универсальное справочное издание, в 86 (82 основных и 4 дополнительных) полутомах, издавался в 1890-1907 гг. Ф. А. Брокгаузом (Лейпциг) и И. А. Ефроном (С.-Петербург) (репр.: М., 1991). Первые 8 полутомов вышли под ред. И. Е. Андреевского, последующие - под ред. К. К. Арсеньева и Ф. Ф. Петрушевского. Содержит значительное число статей из различных разделов церковной науки (богословие, религиозная философия, каноническое право, история христианства, религиеведение).
Подавляющее большинство статей, вошедших в первые выпуски словаря, являются переводами из нем. энциклопедии Брокгауза. Статьи публиковались анонимно, содержали самую краткую информацию и были лишены к.-л. оценок, большое число материалов было посвящено протестант. богословам. В рецензиях на первые тома Б. и Е. с. отмечались недостатки, вызванные следованием нем. образцу, давались резкие оценки, вплоть до обвинений в псевдонаучности (Богосл. библиогр. листок. 1890. № 10/11. C. 435-447). Учитывая критику, издатели словаря изменили редакционную политику: они начали активно привлекать рус. авторов и вводить авторский стиль изложения (новая позиция редакции отразилась в предисловии к 9-му полутому; начиная с 4-го полутома в словаре публиковался список авторов, «поместивших самостоятельные статьи»).
В первых выпусках издания большое число статей по богословию было написано П. П. Васильевым: «Благодать», «Богоматерь-Богородица», «Богословие», «Богослужение», «Богоявление», «Бог» и др. В ст. «Бог» автор подробно остановился на доказательствах бытия Бога (космологическом, телеологическом, онтологическом и нравственном), уделив наибольшее внимание философам и богословам Нового времени. В ст. «Богословие», дав краткий очерк развития богословской науки от древности до XIX в., Васильев подчеркнул особое значение для нее святоотеческого наследия.
В 1891-1900 гг. редактором отдела философии Б. и Е. с. являлся Вл. С. Соловьёв, написавший для издания большое число статей (одна из первых - «Василий Великий»). Для работ Соловьёва характерны стремление к объективности в сочетании с отчетливо выраженной авторской позицией, подход к богословским и религиеведческим темам с позиции философии (напр., ст. «Вера» в основном свелась к философскому определению веры как разумной достоверности). Перу Соловьёва принадлежат историко-богословские статьи «Манихейство», «Монофизитство, монофизиты» и «Монофелитство, монофелиты», сочинения, посвященные гностицизму и мистицизму: «Валентин и валентиниане», «Гермес Трисмегист», «Гностицизм», «Каббала», «Мистика, мистицизм», «Сведенборг». В статьях о философах («Гегель», «Дунс Скот», «Кант», «Ориген», «Платон», «Плотин») Соловьёв стремится не только изложить философскую систему, но и обрисовать личность мыслителя, зачастую с собственными оценками. В Б. и Е. с. представлены рус. религ. философы XIX - нач. XX в.: Соловьёву принадлежат статьи о Н. Я. Данилевском и К. Н. Леонтьеве, в к-рых автор критикует славянофильские теории, Я. Н. Колубовскому - статьи о С. С. Гогоцком, прот. Ф. А. Голубинском, А. А. Козлове и др.
Автором мн. статей на библейские и богословские темы в Б. и Е. с. был Б. М. Мелиоранский. Его перу принадлежит ст. «Христос», состоящая из 2 частей: 1-я часть посвящена евангельскому повествованию об Иисусе Христе, 2-я - церковному учению о Христе - Спасителе мира. Вместе с Ф. Ф. Зелинским Мелиоранский написал ст. «Христианство», к-рая включает в себя очерк возникновения и первоначального распространения христианства, обзор раннехрист. лит-ры I-II вв., очерк истории христианства в Римской империи, изложение христ. вероучения I-III вв. в сравнении с иудаизмом, языческой религией и философией. Дополнительно даны статьи «Христианство в Абиссинии» Б. А. Тураева, «Христианство в Средней Азии» В. В. Бартольда, «Христианство у германцев» А. Г. Готлиба, «Христианство у славян» и «Христианство в России» А. Л. Липовского.
Большой научный интерес представляют статьи С. Н. Трубецкого «Религия» и «Эсхатология». Трубецкой критикует религ. индивидуализм протестант. толка и отстаивает понимание религии, основанное на Свящ. Писании и культе. По мнению философа, религия имеет 2 пути развития: отрицательный в буддизме и положительный в монотеизме, наивысшим выражением к-рого является христианство. В ст. «Эсхатология» Трубецкой, считая веру во Второе пришествие Христа неотъемлемой частью христ. вероучения, раскрыл эсхатологические идеи на примере ВЗ и НЗ. Он видел сущность этих идей в стремлении религ. мыслителей дать ответ на вопрос о «конечной судьбе мира и человека». Не потеряла своего научного значения статья Зелинского «Язычество греко-римское», в к-рой подробно освещены все стадии эволюции религ. сознания у древних греков и римлян.
Большое место в Б. и Е. с. занимают материалы по истории зап. и вост. христианства, в т. ч. по рус. церковной истории. Для словаря активно писал проф. СПбДА Н. И. Барсов, к-рый постепенно стал одним из ведущих авторов по церковной истории и каноническому праву. Ему принадлежат статьи «Духоборцы», «Единоверие», «Ересь», «Жития святых», «Иконы», «Иоанн Златоуст», «Католическая Церковь», «Кирилл и Мефодий», «Климент», «Лютеранство», «Православие», «Протестантизм в России» и др. В ст. «Православие» Барсов наибольшее внимание уделил догматическим отличиям Православия от католичества и протестантизма. Автор также дал обзор мнений, касающихся правосл. вероучения и получивших распространение в XIX в. (А. С. Хомяков, свт. Филарет (Дроздов), архиеп. Филарет (Гумилевский), прот. А. В. Горский, Вл. Соловьёв и др.). В материалах, посвященных католичеству и протестантизму, Барсов сосредоточил внимание на их отличиях от Православия в догматике, богослужении, адм. устройстве, каноническом праве. Особой информативностью отличается ст. Барсова «Протестантизм в России», в к-рой подробно изложено распространение протестантизма на территории Российского гос-ва, гос. законодательство в отношении протестантов, перечислены секты, сложившиеся под протестант. влиянием. В ст. «Реформация» ее автор Н. И. Кареев (редактор отдела истории Б. и Е. с.) проанализировал сущность Реформации и причины ее возникновения, особенности реформационных движений в европ. странах.
Статьи о рус. мон-рях и архиереях, помещенные в Б. и Е. с., обычно содержат краткую информацию и являются анонимными. Отдельные материалы написаны известными историками: статьи В. А. Мякотина о Патриархе Московском сщмч. Ермогене, М. А. Дьяконова и А. С. Архангельского о Новгородском архиеп. Геннадии (Гонзове) и др.
Ряд фундаментальных материалов в Б. и Е. с. посвящены понятиям канонического права. М. И. Горчаков в ст. «Церковь» разбирает этимологию этого слова, его значение в разных языках и текстах Свящ. Писания, дает определение Церкви с т. зр. правосл. вероучения, описывает религ. законодательство Российской империи. Горчакову принадлежат также статьи «Синод Святейший», «Соборы церковные», «Церковное право». Н. П. Василенко является автором ст. «Духовенство», в к-рой изложены история духовенства на Руси, социальные особенности и материальное положение духовного сословия, разд. «Духовенство в настоящее время» написан Барсовым.